Итоги 1-го полугодия 2013: падение производства вина на 6%

Согласно данным Госстата Украины, в 2013 году производство тихих вин продолжается сокращаться. За первое полугодие падение объема выпущенной продукции составило 6% в сравнении с аналогичным периодом 2012 года (6144,1 тыс. далл до 5759,3 тыс. далл).

 

Главной причиной снижения производства отечественного вина остается отсутствие комплексной государственной поддержки. Исходя из этого, мы прогнозируем сохранение динамики падения выпуска винодельческой продукции в Украине и во втором полугодии, - комментирует директор ассоциации "Виноградари и виноделы Украины" Сергей Михайлечко. 

 

Основные факторы, которые окажут влияние на винодельческую отрасль Украины:

 

Усиление налоговой нагрузки. Начиная с мая 2013 года, было зарегистрировано несколько законопроектов, предусматривающих резкое повышение ставки акцизного налога на виноградное вино. Сегодня создана рабочая группа по создание еще одного проекта закона.
К сожалению, авторы документов продолжают игнорировать наши аргументы о губительности таких действий для отрасли.

Во-первых, они нарушают нормы Налогового кодекса Украины, которые четко подразумевают действие пропорциональной ежегодной системы повышения ставок акцизного налога с учетом индексов потребительских цен, которая позволяет предприятиям осуществлять долгосрочное планирование.

Во-вторых, производители винодельческой продукции не обладают достаточным запасом рентабельности, чтобы «пережить» резкое повышение акциза.

К сожалению, на данный момент и правительство, и некоторые народные депутаты продолжают игнорировать наши доводы и расчеты, что в итоге приведет максимальному сужению винопроизводства и уничтожению отдельных его сегментов, в первую очередь, производства десертных вин.

 

Отсутствие льгот и поддержки отечественного производителя на внутреннем рынке, из-за чего украинское вино становится менее конкурентным по отношению к импортной продукции. Украинский покупатель продолжает оставаться заложником мнения о превосходстве импортной продукции. Наряду с отсутствием ввозных пошлин, низкой стоимость импортного вина, иностранным компаниям легко зайти на украинский рынок и найти своего покупателя (поскольку, например, в том же ЕС, в отличие от Украины, действует программа поддержки при выходе на внешние рынки) – преимущество на их стороне.
Игнорирование интересов отечественного производителя четко отслеживается и в переговорах об ассоциации с ЕС. Государство с легкостью готово отдать на откуп еавропарламентариям право украинских предприятий на использование географических названий «шампанское», «портвейн», «коньяк» и т.д.

 

Монополия торговых сетей, которые ставят такие условия сотрудничества, при которых не более 5-6 производителей могут поставить свою продукцию на полках супермаркета.

 

Прекращение работы механизма государственной поддержки виноградарства (1,5-процентный сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства), что делает невозможным расширение посадок винограда, а также еще более ухудшает финансовое состояние предприятий, поскольку за уже посаженными молодыми виноградниками уход осуществляется из собственных средств.