Соглашение об Ассоциации - "путь в никуда" для украинских виноделов

Подписание Соглашение об Ассоциации с ЕС обязует украинских производителей и европейских производителей работать на винодельческом рынке в одинаковых условиях, но при разных стартовых позициях. С одной стороны – украинская винодельческая отрасль, которую уже лишили последней программы поддержки, с постоянно падающим уровнем производства и сужающимся рынком, и полным отсутствием знания и понимания такого явления как «украинское вино» на мировом рынке; с другой – европейское виноделие, где каждый производитель получает финансовую и организационную помощь со стороны своего государства, работает на винодельческом рынке, достигшем высокого уровня развития, обладает существенным ресурсом знаний о его продукте среди потребителей и т.д.  Украинские производители не смогут вести конкурентную борьбу в таких условиях.

 

В переговорном процессе не был принят во внимание тот факт, что отечественные производители не посягали на право писать, к примеру, слово «коньяк» на бутылке, которая предназначена для экспорта на рынки третьих стран. Мы настаивали только на том, чтобы продолжать использовать географические названия на территории Украины и продавать эту продукцию исключительно на внутреннем рынке, при этом обязуясь писать это название исключительно кириллицей, не претендуя на международное использование латиницы.


Такое право является вполне обоснованным, поскольку среди украинских потребителей уже сформирован соответствующий сегмент покупателей.

Соглашение об Ассоциации предоставляет Украине 10-летний переходной период.
В случае запрета на использование названия «коньяк» наиболее реальный сценарий – это замещение данного определения словом «бренди». Но в такой ситуации мы будем вынуждены создать новое название для алкогольного напитка, который сегодня в Украине именуют «бренди», или же оставить «бренди», но переименовать «коньяк».

 

Так или иначе, мы сталкиваемся с проблемой продвижения этого нового вида напитка. Необходимо провести серьезную информационную работу среди потребителей, прежде чем они будут согласны приобрести его. Поскольку ЕС четко дал понять, что никакого финансового ресурса от него ждать не стоит, данные затраты ложатся на плечи государства. Рассчитывать на отечественные предприятия не приходиться, они не располагают таким запасом средств. Ведь речь идет не просто о рекламе конкретной ТМ, а о рекламе напитка в целом. Теоретически это под-силу только крупным холдингам и уж точно не винодельческим. В таком случае, после подписания соглашения об ассоциации на рынке останется 2-3 крупных производителя и все.

 

Сергей Михайлечко, директор АВВУ