«Электронная акцизка» – проект, которого нет

Слово «детенизация» по частоте использования новой властью уже может с легкостью конкурировать с «люстрацией». Главенство в борьбе с «тенью» принадлежит, как и полагается Минэкономике, Минфину и, конечно же, Министерству сборов и доходов Украины. Последнее – судя по официальным сообщениям и комментариям руководства, готово уже в первом полугодии 2014 разобраться со всем нелегальным алкоголем.

К сожалению, какого-то нового, действительно эффективного метода борьбы с контрафактом налоговики так и не предложили. Вновь поднят вопрос об изменении акцизной марки, в частности, внедрении ее электронного аналога.

 

Из последних заявлений Миндоходов следует, что в ведомстве уже проведена серьезная работа по внедрению электронного оборота и систем отслеживания подакцизных товаров, в частности определены компании, которые могут предложить свой вариант программного акцизного продукта.

Активность Миндоходов вызвала реальную обеспокоенность среди производителей подакцизных товаров, поскольку никакой конкретной информации ни о системе, ни о сроках ее внедрения ведомство не предоставляло. Вопросы возникли и у ближайших коллег – Министерства Финансов Украины, в связи с чем, 29 апреля было проведено совместное заседание, на котором прозвучали первые четкие данные относительно проекта «электронная акцизка».

Свои предложения по переводу контроля подакцизной продукции в электронную сферу озвучили четыре компании. Две швейцарские – Sicpa и Швейцарская Ассоциация цифрового кодирования и отслеживания (DCTA), и два украинских игрока – ООО «Продакш групп» и хорошо знакомый нам полиграфкомбинат «Украина».

 

Так или иначе, «ядром» в каждой из представленных систем является генерирование индивидуального числового кода на единицу продукции, который бы позволял получить информацию о производителе и пути ее следования.

Объединяет и тот факт, что все системы применялись ограниченно при чем в большей степени в качестве личной инициативы производителей для того, чтобы при необходимости доказать непричастность к контрафактной продукции.

Пожалуй, наиболее близкой к понятию электронная акцизная марка – оказалась разработка Швейцарской Ассоциации цифрового кодирования и отслеживания (DCTA). Суть ее заключается в нанесении уникального кода не только на каждую упаковку, но и ящик, паллету и т.д. Получить информацию по коду можно, просто отправив его по СМС на соответствующий номер или позвонив в информационный центр. Данная технология применялась только в табачной отрасли Швейцарии, поэтому даже такие элементарные вопросы: может ли этот код быть нанесен на бутылку или исключительно на бумажный носитель? – требует детализации.

Второй швейцарский участник – Sicpa предлагает продукт, предусматривающий нанесение некого графического элемента. Компания обещает взять на себя затраты по установке оборудования, которое будет генерировать «акцизку», а также терминалов, которые бы позволяли получить информацию по данной продукции. На этом благотворительность заканчивается, поскольку за каждую тысячу нанесений производитель подакцизной продукции будет платить 20 евро, фактически 31 коп. грн. на бутылку (согласно нынешнему курсу НБУ). Таким образом, к ставке акцизного налога, которая и так растет бешеными темпами, добавится сумма, связанная с постоянно плавающим курсом валют.

Что касается украинских компаний, то они пошли по пути усовершенствования бумажной акцизной марки, путем размещения на ней дополнительных зашифрованных элементов.

 

Так, ООО «Продакшн групп» предлагает указать два кода – открытый и закрытый (по аналогии с кодом пополнения счета на карточках мобильных операторов), а полиграфкомбинат «Украины» видит перспективу в размещении на акцизке QR-кода с зашифрованной информацией о продукте и производителе.

Отмечу, что на данном этапе, мы не получили ответа на главный вопрос: как электронная акцизная марка может изменить ситуацию с продажей нелегального алкоголя в рознице? Ведь продажа контрафакта, пусть он оклеен поддельной бумажной акцизкой или на него нанесен незаконный код из случайного набора цифр – это зона ответственности реализатора, а выявления нарушения – зона ответственности налогового инспектора. Вот где нужно ужесточать контроль.

К тому же не было названо конкретной суммы необходимых капиталовложений по внедрению системы и не предоставлено гарантий, что коды не могут быть использованы повторно производителями контрафакта.

Резюме заседания не так оптимистично, как может показаться из сообщений Министерства сборов и налогов. На сегодняшний день проект внедрения электронной акцизной марки находится лишь на начальной стадии обсуждения и говорить о нем, как о методе борьбы с нелегальным производством уже сегодня – нельзя.

 

Итоги заседания дают четкое понимание нереальности выполнения задач, которые ставит перед собой Миндоходов, в частности, заявляя, что уже к 15 мая проведет полную детенизацию рынка подакцизных товаров.

 

Новая власть продолжает упорно игнорировать тот факт, что модернизация акцизной марки – это лишь один из сегментов борьбы с «тенью», который сам по себе не несет результата. Мы уже не раз заявляли, что оружием против контрафактного алкоголя является с уничтожение главного источника нелегального спирта, под который потом и создаются схемы с левыми акцизками и т.п. Все прекрасно понимают, что этим источником является концерн «Украспирт». Ранее было заявлено о проведении расследования в отношении работы этого государственного предприятия, и мы надеялись, что новое правительство примет необходимые радикальные решения, а именно – демонополизирует спиртовую отрасль, забрав у «Укрспирта» исключительное право на производство спирта.

Однако, заявления нового Министра аграрной политики и продовольствия Украины Игоря Швайко, не оставляет надеж на улучшение ситуации. В своем последнем интервью ресурсу «Экономическая правда» он четко заявил, что спиртовая отрасль является для Украины стратегической, поэтому должна оставаться в государственной собственности.

 

Прежнему правительству удалось заработать с помощью «Укрспирта» миллиарды, и, судя по всему, новая власть не спешит отказывать себе в таком удовольствии, а для общественности создает лишь видимость работы, поднимая шумиху вокруг электронной акцизной марки.

 

директор АВВУ 

Сергей Михайлечко