Дополнительный акцизный налог: падение производства и отсутствие отчислений в бюджет

Ассоциация «Виноградари и виноделы Украины» выступает категорически против введения дополнительной налоговой нагрузки на отрасль в виде 2-процентного налога с реализации алкогольной продукции. Соответствующее письмо уже направлено в Министерство финансов Украины.

Несмотря на все заявления правительства, 2% с реализации винодельческой продукции не принесут желаемого результата – дополнительных поступлений в бюджет, а наоборот сократят отечественное производство, что приведет к уменьшению средств от акцизного налога, – подчеркивает Сергей Михайлечко, директор АВВУ.

 

Прогноз ассоциации основан на анализе текущей ситуации в отрасли:
1) Винодельческое производство продолжает стремительно снижаться. Согласно данным Государственной службы статистики Украины, падение общего объема тихих вин, произведенных в Украине, в первом полугодии 2014 составляет 16,9%. Всего за последние четыре года винодельческая отрасль Украины потеряла почти 60% объема готовой продукции.

 

Причинами катастрофической динамики является ухудшение положения экономики в сочетании с резким увеличением налогового давления на производителей алкогольной продукции. Напомним, что в течение 6 месяцев 2014 акциз вырос на 40%. В случае принятия Проекта без изменений, взимание 2-процентного сбора, к примеру, с каждой реализованной бутылки столового вина приведет к росту акцизного налога на 4000%.

Минимальная розничная цена на бутылку столового вина составляет 20 грн., ставка акцизного налога на данный вид продукции - 0,01 грн. В случае взыскания 2% от продаж (0,4 грн.) Акциз фактически составит 0,41 грн. Таким образом, рост составит 4000%. В случае с креплеными или игристыми винами, цена которых в рознице в среднем составляет 35 грн. и 50 грн. соответственно, увеличение достигнет 28% (крепленые) и 26% (игристые).

«Отечественный винный рынок сузился до минимальных пределов. Мы отмечаем серьезнейшее падение потребительского спроса на винодельческую продукцию в целом. Введение еще одного налога в условиях стагнирующего производства и рынка априори не может принести желаемого эффекта пополнения казны. Закончится тем, что бюджет не получит этих 2%, так еще и потеряет поступления от уже установленных ставок акциза», – комментирует Сергей Михайлечко.

 

2) Дополнительные затраты лягут на производителя и покупателя.
«Несмотря на то, что фактически налог будет взыматься с реализаторов, финансовые потери в итоге понесет производитель и покупатель. Ни один дистрибьютор не пойдет на то, чтобы выкладывать деньги из своего кармана. Таким образом, расходы будут распределены между производителем продукции и покупателем: первому могут «предложить» снизить отпускную цену, для второго – увеличат конечную стоимость».

 

3) Создание условий для развития межрегиональных противостояний.

Поскольку механизм введения нового акцизного налога подразумевает передачу права его администрирования власти на местах, создаются условия для экономических манипуляций.
«Согласно договоренностям между представителями местной власти и дистрибьютором, могут быть выработаны схемы более комфортного налогообложения (к примеру, ставка не 2%, а 1,5% с возврата 0,5% реализатору при условии поставки в регион определенного количества продукции)», – подчеркивает директор АВВУ.

 

4) Предложение Министерство финансов Украины противоречит условиям Соглашения об ассоциации с ЕС, согласно которому ставки акцизного налога должн5 ы быть постепенно уменьшены.